Швейцария – прекрасная горная страна тысячи озер, посещение которой является настоящим откровением для любого человека. Как великолепное место для отдыха Швейцарию открыли для мира предприимчивые английские аристократы. Первые туры в Швейцарию на профессиональной основе были организованы компанией Томаса Кука еще в 1863 году. Объектом паломничества англичан тогда стало побережье Женевского озера, где для них бы организован интересный активный отдых.
Англичанам принадлежит первенство и в популяризации горных курортов этой страны. Первый горный курорт Церматт, сегодня известный во всем мире, первоначально был построен ими как центр альпинизма. Однако после того как в 1870 году в Альпах была проложена железнодорожная дорога, высокогорная курортная инфраструктура стала развиваться семимильными шагами и туры в Швейцарию для посещения таких альпийских оздоровительных курортов, как Санкт-Мориц, стали почти обычным делом для обеспеченных европейцев.
Еще одним мощным стимулом для развития швейцарских горных курортов стало проведение первой Белой Олимпиады 1924 года во французском Шамони. После этого Европа буквально заболела горными лыжами, и в ответ на появившийся спрос в странах альпийского региона, в том числе и в Швейцарии, стали прокладываться многочисленные трассы для занятий горнолыжным спортом, а появившиеся многочисленные туристические агентства – бойко продавать туры в Швейцарию, Францию, Австрию и Италию, где горы и снег были в избытке. Отметим, что и в этот раз в качестве самых активных гостей горнолыжных курортов преуспели туристы с Туманного Альбиона.
Война нанесла сильный урон туристскому бизнесу, но
туры в Швейцарию все еще пользовались спросом, поэтому в 50 гг. прошлого века в Швейцарии было развернуто строительство новых центров. Однако не дремали и конкуренты. В частности Австрия, которая до II мировой войны плелась в хвосте у Швейцарии в плане развития туризма, к концу 50-х годов полностью отобрала у этой страны пальму первенства по уровню развития горных курортов.
Серьезный застой ждал туристическую Швейцарию и в 80-е годы. Страна модернизировала свой номерной гостиничный фонд, но проводимые темпы модернизации оставляли желать лучшего. Кроме того, из-за многочисленных теплых зим туры в Швейцарию продавались не столь активно, и если бы не зимние виды спорта, продолжавшие активно развиваться, турбизнесу страны пришлось бы совсем туго. И это все притом, что популярность летнего отдыха начиная еще с 70-х годов падала неуклонно, да и сегодня испытывает определенные трудности в конкуренции с зимним отдыхом.
Благодаря своему положению географического центра Европы и специфике своих туристических ресурсов Швейцария принимает туристов как из северных, так и из южных регионов Европы. Особенно хорошо туры в Швейцарию продаются в Германии. Чуть менее популярны поездки в эту страну у голландцев, англичан, французов, бельгийцев, итальянцев, американцев и т.п. В Германии, Италии и Франции охотно покупают туры в Швейцарию на один день или используют ее в качестве транзитного пункта для поездок в другие страны. Кстати, доминируют в такого рода путешествиях немцы и итальянцы.
Международный туризм занимает серьезное место в экономике Швейцарии и по разным оценкам составляет от 7 до 10 % всего валового национального дохода страны. Поэтому любого рода спад в туризме или появление серьезных конкурентов, как это случилось в 90-х годах прошлого столетия в связи с развитием пляжного туризма стран средиземноморского туризма, экономику Швейцарии сразу же начинает серьезно лихорадить. И правительство страны это прекрасно понимает, заботясь о том, чтобы туры в Швейцарию, особенно в ее горные регионы, продавались более активно, так как туризм в горные регионы – это фактически единственная реальная альтернатива сельскому хозяйству.
Отметим, что сфера туризма в Швейцарии не только постоянно развивается, но и серьезно исследуется. Среди нескольких учебно-исследовательских центров, существующих в стране, призванных "питать" индустрию туризма все новыми и новыми свежими идеями, выделяются Санкт-Галленская школа экономики и институт исследования туризма Бернского университета. Во многом благодаря такому пристальному вниманию правительственных, общественных и научных организаций Швейцария имеет прекрасный имидж гостеприимной и богатой различными видами отдыха и развлечений страны, а туры в Швейцарию пользуются неизменной популярностью.
Россия одна из немногих стран Европы, которая остается весьма привлекательным рынком сбыта швейцарского турпродукта. До сих пор туры в Швейцарию покупали только очень обеспеченные жители нашей страны. Но представляется вполне очевидным, что такая ситуация не может быть вечной, и красоты Швейцарии в скором времени смогут увидеть миллионы и миллионы российских туристов.