Авиалайнеры
В ближайшие 20 лет в мире будет продано приблизительно 16 000 магистральных самолетов на сумму 1 000 млрд. долларов. Сегодня, когда с дистанции сошли "МакДоннел Дуглас" и российские производители самолетов, в мире остались только два реальных претендента на это золотое дно - американская корпорация "Боинг" и европейский консорциум "Эрбас Индастри".
"Боинг"
Первую модель молодой лесопромышленник из Сиэтла Вильям Боинг создал в 1916 году. Фирма занималась почтовыми перевозками, что позволило ей пережить кризис 1929 года. Во второй раз спасение пришло из Европы: война всегда стимулирует развитие авиации. "Боинг", то конкурируя, то работая совместно с "Дугласом", выпускал бомбардировщики Б-17 и Б-29 и сразу после войны приступил к созданию принципиально нового турбореактивного самолета - четыре двигателя, мощный корпус, возможность преодолевать огромные расстояния. Новый самолет был готов к 1954 году и получил название "Боинг 707". Эта машина положила начало знаменитой серии пассажирских самолетов. (Кстати, на другом конце мира, в СССР, уже два с половиной года летал турбореактивный "Ту-104". Но рожденный в условиях отсутствия конкуренции, наш самолет быстро утратил позиции лидера.) Выпустив на линии "Боинг-707", фирма выиграла свою главную битву. Самолет произвел революцию в коммерческой авиации, но компания "Боинг" не скоро смогла окупить затраты. Финансовое положение спасла следующая модель - "Боинг-727" - более легкий внутриконтинентальный самолет. Во время кризиса 1969 - 1971 года (десятикратное повышение цен на нефть) руководители фирмы проявили необыкновенное упорство и изобретательность. Они сделали ставку на наукоемкие отрасли производства, запустили проект "Боинг-747" и приняли участие в космической программе. "Боинг" снова начал набирать обороты. Сегодня после слияния с "МакДоннел Дуглас", это крупнейшая аэрокосмическая корпорация, которая контролирует 70% мирового рынка магистральных самолетов, является основным подрядчиком НАСА по проектированию и созданию американских компонентов Международной космической станции, участвует в программах "Шаттл", "Морской старт" и других. Вместе с "Майкрософт" и "Теледесик" компания "Боинг" создает "Интернет в небе" из 288 спутников.
"Эрбас"
28 октября 1972 года с аэродрома Бланьяк взлетел гигант весом 130 тонн, с надписью на борту "Airbus A300B". Этот полет явился предвестником грядущего переворота в авиационной промышленности. Европа бросала вызов сорокалетней американской монополии на рынке реактивных авиалайнеров. 25 июля 1967 года три европейских правительства - французское, британское и немецкое - приняли решение приступить к выпуску новых лайнеров. Правительственная поддержка привела к тому, что соперничающие друг с другом европейские фирмы (французская "Сюд Авиасьон", немецкая МВВ и британские "Хокер-Сидлей" и "Роллс-Ройс") внесли миллиард долларов на разработку самолета. Сегодня "Эрбас Индастри" - гигантский промышленный консорциум - собственность четырех фирм: "Аэроспасьяль" (Франция), "Даймлер-Бенц Аэроспейс Эрбас" (Германия), "Бритиш Аэроспейс" (Великобритания) и CASA (Испания). Штаб - квартира консорциума расположена в Тулузе (Франция). На предприятиях "Эрбас" работают 30 тысяч человек. На уровне международного сотрудничества в эту деятельность включены еще около 100 тысяч сотрудников.
Ниже приведены описания наиболее распространенных авиалайнеров. В скобках после названия указано международное трехзначное обозначения. В таблице указано количество машин данного типа у четырех авиакомпаний: Немецкой "Lufthansa", американской "United Airlines", тайской "Thai Airways", и российской "Аэрофлот".
Airbus A319/Аэробус
А319 (319)
Длина |
33,8 м. |
Высота |
11,8 м. |
Размах крыльев |
34,1 м. |
|
 |
Число мест |
116-126 |
Скорость |
850 км/ч |
Дальность полета |
3650 км. |
Вес |
68 т. |
|
 |
Производящийся с 1996 года,
уменьшенный вариан "Аэробуса
А320" (см.)
Lufthansa |
Thai Airways |
United Airlines |
Аэрофлот |
10 |
- |
2 |
- |
наверх |
Airbus A320/Аэробус
А320 (320)
Длина |
37,6 м. |
Высота |
11,8 м. |
Размах крыльев |
34,1 м. |
|
 |
Число мест |
138-144 |
Скорость |
850 км/ч |
Дальность полета |
4300 км. |
Вес |
74 т. |
|
 |
Один из самых экономичных и
экологичных самолетов в мире,
"Аэробус А320" с его тихими и
низкоэмиссионными двигателями
стал новым мерилом в создании
самолетов, предназначенных для
полетов на короткие рейсы. К тому же
"шумовая зона" (пространство, в
границах которого слышен шум) у
него на 90% меньше чем у Боинга 727, и
он практически не слышен после
отрыва от взлетной полосы.
Lufthansa |
Thai Airways |
United Airlines |
Аэрофлот |
33 |
- |
40 |
- |
наверх |
Airbus A321/Аэробус
А321 (32S/321)
Длина |
44,5 м. |
Высота |
11,8 м. |
Размах крыльев |
34,1 м. |
|
 |
Число мест |
174-182 |
Скорость |
750-850 км/ч |
Дальность полета |
3100 км. |
Вес |
83 т. |
|
 |
Удлинненый на 7 метров фюзеляж
отличает данную машину от
"Аэробуса А320" (см.), что
позволило увеличить количество
кресел до 182.
Lufthansa |
Thai Airways |
United Airlines |
Аэрофлот |
17 |
- |
- |
- |
наверх |
Airbus A330 family / Аэробус А330
(330)
Длина - 63,7 м.
Высота - 16,83 м.
Размах крыльев - 60,3 м.
Число мест - 253 (три класса), 293 (два класса)
Скорость - 0,86 Мах.
Дальность полета - 12350 км.
Вес - 230 т.
По материалам сайта
компании Airbus (www.airbus.com)
При вместимости 253 пассажира в трех-классовой компановке, самолет имеет дальность полета до 12,300 км. Оснащается двигателями Дженерал Электрик CF6-80E, Pratt и Whitney PW4000 или Rolls-Royce Trent 700.
A330 создан на базе наиболее передовых решений и имеет наиболее современный дизайн в семействе Аэробусов А330/340. Лайнер идеально подходит для потребностей рынков средней емкости. Благодаря своей универсальности самолет с успехом обслуживает линии, как средней, так и сверхдлинной протяженности.
Удобный салон, великолепное отношение полезной нагрузки к радиусу действия, полная унификация внутри семейства A330/340 ставят данный лайнер вне конкуренции
Создание самолета A330 в рамках семейства - первая и беспрецендентная программа, разработанная, чтобы позволить авиакомпаниям выбирать различные модели самолета, для наиболее полного удовлетворения постоянно меняющихся потребностей в развитии парка. Различные конфигурации позволяют наиболее эффективно реализовывать потенциал рынка.
Airbus A340/Аэробус
А340 (340)
Длина |
67,8 м. |
Высота |
17,8 м. |
Размах крыльев |
63,6 м. |
|
 |
Число мест |
440 |
Скорость |
900 км/ч |
Дальность полета |
15750 км. |
Вес |
257 т. |
|
 |
"Непревзойденный фаворит с
самого рождения!"... "...самый
современный в мире реактивный
самолет для сверхдальних
рейсов...", "...пример
экологического подхода в
самолетостроении..." Такими
восхищенными отзывами
откликнулась мировая пресса на
появление этой машины в 1993 году.
Lufthansa |
Thai Airways |
United Airlines |
Аэрофлот |
16 |
- |
- |
- |
наверх |
AVRO INTL AEROSPACE AVROLINER
ARJ85 (ARJ)
Длина |
м. |
Высота |
|
Размах крыльев |
м. |
|
 |
Число мест |
75-80 |
Скорость |
км/ч |
Дальность полета |
2600 км. |
Вес |
44 т. |
|
|
Это небольшой самолет
предназначен для перевозки
пассажиров на не очень оживленных
маршрутах. Несмотря на свой размер
имеет очень просторный и
комфортный салон и оснащен
четырьмя мощными
низкоэмиссионными двигателями. Что
позволяет ему приземляться и
взлетать даже на самых коротких
взлетно-посадочных полосах.
Boeing 737 / Боинг 737
(732/733/734/735)
Длина |
36,45 м. |
Высота |
12,5 м. |
Размах крыльев |
25,90 м. |
|
 |
Число мест |
131 |
Скорость |
900 км/ч |
Дальность полета |
3700 км. |
Вес |
68,40 т. |
|
 |
Примерно четверть века назад этот
лайнер завоевал на коротких рейсах
воздушные линии всех континентов.
Естественно, что за истекшие годы
он постоянно совершенствовался.
Значительно улучшены его материалы
и оборудование, аэродинамические
свойства и, прежде всего, двигатели.
Сегодня он вновь воплощает в себе
последние достижения
аэронавигационной технической
мысли. В результате, сегодня
выпускаются "Боинги 737-500" -
самолеты пятого поколения этой
легендарной модели.
Lufthansa |
Thai Airways |
United Airlines |
Аэрофлот |
100 |
7 |
218 |
10 |
наверх |
Boeing
- 747/Боинг 747 (747,74M,744)
Длина |
71 м. |
Высота |
19.30 м. |
Размах крыльев |
60 м. |
|
 |
Число мест |
390 - 416 |
Скорость |
890 - 920 км/ч |
Дальность полета |
12900 км. |
Вес |
385,6 т. |
|
 |
Вот уже четверть века это самый
большой пассажирский самолет и
самый большой продукт
американского экспорта. Широко
используется как для пассажирских
перевозок, так и для карго а также в
комбинированных вариантах. На
верхней палубе обычно размещается
салон первого класса.
Lufthansa |
Thai Airways |
United Airlines |
Аэрофлот |
30 |
14 |
51 |
- |
наверх |
Boeing 757 /
Боинг 757 (757)
Длина |
47,32 м. |
Высота |
13,6 м. |
Размах крыльев |
38,05 м. |
|
 |
Число мест |
192-239 |
Скорость |
750 км/ч |
Дальность полета |
7240 км. |
Вес |
115,60 т. |
|
 |
По материалам сайта
компании Boeing (www.boeing.com)
Боинг 757 имеет самые низкие
эксплуатационные расходы на кресло/милю
из всех реактивных лайнеров с одним
проходом (между рядами), и более
низкую стоимость перелета, чем
любой самолет с двумя проходами
между рядами кресел в салоне.
Исключительная эффективность 757-го
позволяет этому лайнеру выполнять
полеты почти из любого аэропорта в
мире, включая расположенные в высокогорье
и в полосе жаркого климата, с
короткими взлетно-посадочными
полосами, или имеющие "шумовые
ограничения". Боинг 757 достаточно
дружественная машина по отношению
к окружающей среде.
757 снискал определенное
пассажирское одобрение. Бортовые опросы
показывают, что пассажиры
предпочитают 757 всем другим
самолетам с одним межрядным
проходом и многим самолетам с двумя
проходами. Боинг 757 имеет
идентичное управление с 767, упрощая
обучающие требования к летному
составу. Универсальный Боинг-757
может в равной степени эффективно
выполнять, как трансатлантические
и другие достаточно длительные
рейсы, как и маршруты на короткие
расстояния.
Boeing 767 /
Боинг 767 (767)
Длина |
54,94 м. |
Высота |
15,8 м. |
Размах крыльев |
47,57 м. |
|
 |
Число мест |
269-330 |
Скорость |
897 км/ч |
Дальность полета |
9670 км. |
Вес |
159,755 т. |
|
 |
Семейство Боинг-767 - серия
самолетов, предусматривающих
максимальную рыночную
эксплуатационную гибкость. Двойной
проход между рядами кресел создает
максимальный комфорт для
трансатлантических перелетов, и
доступен в трех моделях: 767-200ER ( 224
пассажиров в двух классах или 181
пассажирах в трех-классовой
конфигурации),767 -300ER (с размещением
для 269 в двух классах и 218 в трех
классах) и самый новый член из 767
семьи - 767-400ER. Боинг 767-400ER способен
перевозить 304 пассажира в двух
классах, или 245 пассажирах в трех-классовой
конфигурации с дальностью полета
5,645 миль. Поставки 767-400ER начались в
августе 2000 года.
Боинги 757 и 767, пожалуй, уникальный
случай в самолетостроении.
Совершенно разные по коммерческому
профилю эти два лайнера имеют
практически идентичные системы
управления, что позволяет
авиакомпания, эксплуатирующим
Боинги 757 / 767, иметь достаточную
гибкость в назначении и
использовании летного экипажа и
адаптации к изменению рыночных
условий. Значительная экономия
извлекается также из общих
инспекционных требований и
ремонтной базы для этих лайнеров.
Более 26 авиакомпаний во всем мире
эксплуатируют лайнеры 757s и 767s
серий.
Lufthansa |
Thai Airways |
United Airlines |
Аэрофлот |
- |
- |
42 |
2 |
наверх |
Boeing
777 / Боинг 777 (777)
Длина |
63,7 м. |
Высота |
18,5 м. |
Размах крыльев |
60,9 м. |
|
 |
Число мест |
295 |
Скорость |
900 км/ч |
Дальность полета |
11000 км. |
Вес |
263,062 т. |
|
 |
На сегодняшний день самый
современный из Боингов нового
поколения, реально составляющий
конкуренцию разработкам Эрбас
Индастри. Используется как на
средних, так и на дальних
магистралях.
Lufthansa |
Thai Airways |
United Airlines |
Аэрофлот |
- |
7 |
26 |
2 |
наверх |
McDonnel Douglas MD-11 / МД-11
(M11)
Длина |
61,6 м. |
Высота |
м. |
Размах крыльев |
51,7 м. |
|
 |
Число мест |
285-410 |
Скорость |
900 км/ч |
Дальность полета |
13 000 км. |
Вес |
280 т. |
|
 |
По материалам сайта
компании Boeing (www.boeing.com)
Из "сверхбольших"
широкофизюляжных лайнеров, MD-11 на
сегодняшний день самый
современный. Данный самолет имеет
сложную палубу и современные
автоматические средства
управления полетом, которые
значительно уменьшают рабочую
нагрузку на пилота. МД-11
производится на Лонг Бич
(Калифорния) подразделением Douglas
Products компании Боинг. Во всем мире
сеть субподрядчиков и поставщиков
поддерживает линию сборки.
MD-11 изготавливается в четырех
модификациях - пассажирский, карго,
конвертируемый и комбинированный ("combi").
Существует широкое разнообразие
компоновки салона. Вместимость
лайнера изменяется от 285 в трех-классовой
кофигурации до 410 в моноклассовой
(эконом.). Ниже основной палубы,
конструкция MD-11 обеспечивает
вместительное пространства для
контейнизированного или
пакетизированного груза даже после
того, как весь багаж пассажиров
загружен, что приносит
дополнительный доход
эксплуатантам.
Улучшенная аэродинамика,
современные двигатели и системы
управления, кабина экипажа и
конструкция салона способствуют
эффективности и экономичности всех
моделей MD-11.
Проект по созданию MD-11 был начат 30
декабря 1986 года. Первый лайнер был
собран 9 марта 1988. Первый полет был 10
января 1990 года.
McDonnel Douglas MD-80 / МД-80
(M80/81-83/MD8)
Длина |
45,1 м. |
Высота |
9 м. |
Размах крыльев |
32,8 м. |
|
 |
Число мест |
152-172 |
Скорость |
812 км/ч |
Дальность полета |
4 000 км. |
Вес |
63-72 т. |
|
 |
По материалам сайта
компании Boeing (www.boeing.com)
MD-80 -тихий, экономичный,
двухдвигательный лайнер, был
заверен Федеральным управлением
авиации в августе 1980 и введен в
эксплуатацию на авиалиниях в
октябре 1980. Двигатели Пратт и Уитни
JT8D-200, в купе с эффективной
аэродинамической конструцией,
позволяют MD-80 соответствовать всем
действующим шумовым нормам.
Четыре модели MD-81, MD-82, MD-83, и MD-88
имеют максимальную вместимость172
пассажиров. MD-87 - 139 пассажиров.
Самолет производится
подразделением Douglas Products
компании Боинг в Калифорнии.
Диапазон использования MD-80
достаточно широк - от международных
и внутренних рейсов до чартерных
перевозок. Первыми коммерческое
использование MD-80 начали Swissair и
Austrian Airlines. Самый большой парк
данного типа самолета имеет American
Airlines -275 единиц. Кроме того, 35 MD-80
было собрано и эксплуатируется в
Народной Республике Китай.
MD-80s летают больше чем в 420
аэропортов. На данных машинах
выполняется более 4,800 ежедневных
рейсов.
McDonnel Douglas MD-90 / МД-90
(M90/M93/MD9)
Длина |
46,5 м. |
Высота |
м. |
Размах крыльев |
32,87 м. |
|
 |
Число мест |
153-172 |
Скорость |
812 км/ч |
Дальность полета |
4 000 км. |
Вес |
75 т. |
|
 |
По материалам сайта
компании Boeing (www.boeing.com)
Boeing MD-90 средней вместимости,
среднего радиуса действия
воздушный лайнер, который
обслуживает потребности
путешественников и авиалинии и
сегодня и, безусловно останется
популярным в 21-ом столетие. Самый
тихий из больших коммерческий
двухдвигательных лайнеров, явился
органичным развитием серии
самолетов DC-9, Boeing 717 и MD-80.
После начала разработки в ноябре
1989, и первого полета 22 февраля 1993,
лайнер получил сертификат FAA и был
поставлен Delta Airlines в феврале 1995.
MD-90 был разработан, чтобы быть
технически и экономически
конкурентоспособным, инкорпорируя
много рентабельных технологий.
Самолет оборудован современными
средствами управления (electronic flight
instrument system - EFIS, full-flight management system - FMS,
state-of-the-art inertial reference system), кабина
пилотов оборудована матричными
мониторами контроля систем
управления и управления
двигателями.
MD-90 оборудован двумя двигателями
International Aero Engines V2500, которые
достаточно экономичны, обладают
низкой эмиссией и уровнем шума
В компоновке салона MD-90
используется популярная
кофигурация - пять (3+2) кресел в ряд
(с одним проходом). Широкие кресла
(минимальное количество кресел,
находящихся между двумя другими),
широкий проход, позволяют
путешественникам наслаждаться
комфортом и низким уровнем шума в
салоне.