В ближайшие 20 лет в мире будет продано приблизительно 16 000 магистральных самолетов на сумму 1 000 млрд. долларов. Сегодня, когда с дистанции сошли "МакДоннел Дуглас" и российские производители самолетов, в мире остались только два реальных претендента на это золотое дно - американская корпорация "Боинг" и европейский консорциум "Эрбас Индастри".
"Боинг"
Первую модель молодой лесопромышленник из Сиэтла Вильям Боинг создал в 1916 году. Фирма занималась почтовыми перевозками, что позволило ей пережить кризис 1929 года. Во второй раз спасение пришло из Европы: война всегда стимулирует развитие авиации. "Боинг", то конкурируя, то работая совместно с "Дугласом", выпускал бомбардировщики Б-17 и Б-29 и сразу после войны приступил к созданию принципиально нового турбореактивного самолета - четыре двигателя, мощный корпус, возможность преодолевать огромные расстояния. Новый самолет был готов к 1954 году и получил название "Боинг 707". Эта машина положила начало знаменитой серии пассажирских самолетов. (Кстати, на другом конце мира, в СССР, уже два с половиной года летал турбореактивный "Ту-104". Но рожденный в условиях отсутствия конкуренции, наш самолет быстро утратил позиции лидера.) Выпустив на линии "Боинг-707", фирма выиграла свою главную битву. Самолет произвел революцию в коммерческой авиации, но компания "Боинг" не скоро смогла окупить затраты. Финансовое положение спасла следующая модель - "Боинг-727" - более легкий внутриконтинентальный самолет. Во время кризиса 1969 - 1971 года (десятикратное повышение цен на нефть) руководители фирмы проявили необыкновенное упорство и изобретательность. Они сделали ставку на наукоемкие отрасли производства, запустили проект "Боинг-747" и приняли участие в космической программе. "Боинг" снова начал набирать обороты. Сегодня после слияния с "МакДоннел Дуглас", это крупнейшая аэрокосмическая корпорация, которая контролирует 70% мирового рынка магистральных самолетов, является основным подрядчиком НАСА по проектированию и созданию американских компонентов Международной космической станции, участвует в программах "Шаттл", "Морской старт" и других. Вместе с "Майкрософт" и "Теледесик" компания "Боинг" создает "Интернет в небе" из 288 спутников.
"Эрбас"
28 октября 1972 года с аэродрома Бланьяк взлетел гигант весом 130 тонн, с надписью на борту "Airbus A300B". Этот полет явился предвестником грядущего переворота в авиационной промышленности. Европа бросала вызов сорокалетней американской монополии на рынке реактивных авиалайнеров. 25 июля 1967 года три европейских правительства - французское, британское и немецкое - приняли решение приступить к выпуску новых лайнеров. Правительственная поддержка привела к тому, что соперничающие друг с другом европейские фирмы (французская "Сюд Авиасьон", немецкая МВВ и британские "Хокер-Сидлей" и "Роллс-Ройс") внесли миллиард долларов на разработку самолета. Сегодня "Эрбас Индастри" - гигантский промышленный консорциум - собственность четырех фирм: "Аэроспасьяль" (Франция), "Даймлер-Бенц Аэроспейс Эрбас" (Германия), "Бритиш Аэроспейс" (Великобритания) и CASA (Испания). Штаб - квартира консорциума расположена в Тулузе (Франция). На предприятиях "Эрбас" работают 30 тысяч человек. На уровне международного сотрудничества в эту деятельность включены еще около 100 тысяч сотрудников. Ниже приведены описания наиболее распространенных авиалайнеров. В скобках после названия указано международное трехзначное обозначения. В таблице указано количество машин данного типа у четырех авиакомпаний: Немецкой "Lufthansa", американской "United Airlines", тайской "Thai Airways", и российской "Аэрофлот".
Airbus A319/Аэробус А319 (319)
Длина |
33,8 м. |
Высота |
11,8 м. |
Размах крыльев |
34,1 м. | |
|
Число мест |
116-126 |
Скорость |
850 км/ч |
Дальность полета |
3650 км. |
Вес |
68 т. | |
|
Производящийся с 1996 года, уменьшенный вариан "Аэробуса А320" (см.)
Lufthansa |
Thai Airways |
United Airlines |
Аэрофлот |
10 |
- |
2 |
- |
наверх |
Airbus A320/Аэробус А320 (320)
Длина |
37,6 м. |
Высота |
11,8 м. |
Размах крыльев |
34,1 м. | |
|
Число мест |
138-144 |
Скорость |
850 км/ч |
Дальность полета |
4300 км. |
Вес |
74 т. | |
|
Один из самых экономичных и экологичных самолетов в мире, "Аэробус А320" с его тихими и низкоэмиссионными двигателями стал новым мерилом в создании самолетов, предназначенных для полетов на короткие рейсы. К тому же "шумовая зона" (пространство, в границах которого слышен шум) у него на 90% меньше чем у Боинга 727, и он практически не слышен после отрыва от взлетной полосы.
Lufthansa |
Thai Airways |
United Airlines |
Аэрофлот |
33 |
- |
40 |
- |
наверх |
Airbus A321/Аэробус А321 (32S/321)
Длина |
44,5 м. |
Высота |
11,8 м. |
Размах крыльев |
34,1 м. | |
|
Число мест |
174-182 |
Скорость |
750-850 км/ч |
Дальность полета |
3100 км. |
Вес |
83 т. | |
|
Удлинненый на 7 метров фюзеляж отличает данную машину от "Аэробуса А320" (см.), что позволило увеличить количество кресел до 182.
Lufthansa |
Thai Airways |
United Airlines |
Аэрофлот |
17 |
- |
- |
- |
наверх |
Airbus A330 family / Аэробус А330 (330)
Длина - 63,7 м.
Высота - 16,83 м.
Размах крыльев - 60,3 м.
Число мест - 253 (три класса), 293 (два класса)
Скорость - 0,86 Мах.
Дальность полета - 12350 км.
Вес - 230 т.
По материалам сайта компании Airbus (www.airbus.com)
При вместимости 253 пассажира в трех-классовой компановке, самолет имеет дальность полета до 12,300 км. Оснащается двигателями Дженерал Электрик CF6-80E, Pratt и Whitney PW4000 или Rolls-Royce Trent 700.
A330 создан на базе наиболее передовых решений и имеет наиболее современный дизайн в семействе Аэробусов А330/340. Лайнер идеально подходит для потребностей рынков средней емкости. Благодаря своей универсальности самолет с успехом обслуживает линии, как средней, так и сверхдлинной протяженности.
Удобный салон, великолепное отношение полезной нагрузки к радиусу действия, полная унификация внутри семейства A330/340 ставят данный лайнер вне конкуренции
Создание самолета A330 в рамках семейства - первая и беспрецендентная программа, разработанная, чтобы позволить авиакомпаниям выбирать различные модели самолета, для наиболее полного удовлетворения постоянно меняющихся потребностей в развитии парка. Различные конфигурации позволяют наиболее эффективно реализовывать потенциал рынка.
Airbus A340/Аэробус А340 (340)
Длина |
67,8 м. |
Высота |
17,8 м. |
Размах крыльев |
63,6 м. | |
|
Число мест |
440 |
Скорость |
900 км/ч |
Дальность полета |
15750 км. |
Вес |
257 т. | |
|
"Непревзойденный фаворит с самого рождения!"... "...самый современный в мире реактивный самолет для сверхдальних рейсов...", "...пример экологического подхода в самолетостроении..." Такими восхищенными отзывами откликнулась мировая пресса на появление этой машины в 1993 году.
Lufthansa |
Thai Airways |
United Airlines |
Аэрофлот |
16 |
- |
- |
- |
наверх |
AVRO INTL AEROSPACE AVROLINER ARJ85 (ARJ)
Длина |
м. |
Высота |
|
Размах крыльев |
м. | |
|
Число мест |
75-80 |
Скорость |
км/ч |
Дальность полета |
2600 км. |
Вес |
44 т. | |
|
Это небольшой самолет предназначен для перевозки пассажиров на не очень оживленных маршрутах. Несмотря на свой размер имеет очень просторный и комфортный салон и оснащен четырьмя мощными низкоэмиссионными двигателями. Что позволяет ему приземляться и взлетать даже на самых коротких взлетно-посадочных полосах.
Boeing 737 / Боинг 737 (732/733/734/735)
Длина |
36,45 м. |
Высота |
12,5 м. |
Размах крыльев |
25,90 м. | |
|
Число мест |
131 |
Скорость |
900 км/ч |
Дальность полета |
3700 км. |
Вес |
68,40 т. | |
|
Примерно четверть века назад этот лайнер завоевал на коротких рейсах воздушные линии всех континентов. Естественно, что за истекшие годы он постоянно совершенствовался. Значительно улучшены его материалы и оборудование, аэродинамические свойства и, прежде всего, двигатели. Сегодня он вновь воплощает в себе последние достижения аэронавигационной технической мысли. В результате, сегодня выпускаются "Боинги 737-500" - самолеты пятого поколения этой легендарной модели.
Lufthansa |
Thai Airways |
United Airlines |
Аэрофлот |
100 |
7 |
218 |
10 |
наверх |
Boeing - 747/Боинг 747 (747,74M,744)
Длина |
71 м. |
Высота |
19.30 м. |
Размах крыльев |
60 м. | |
|
Число мест |
390 - 416 |
Скорость |
890 - 920 км/ч |
Дальность полета |
12900 км. |
Вес |
385,6 т. | |
|
Вот уже четверть века это самый большой пассажирский самолет и самый большой продукт американского экспорта. Широко используется как для пассажирских перевозок, так и для карго а также в комбинированных вариантах. На верхней палубе обычно размещается салон первого класса.
Lufthansa |
Thai Airways |
United Airlines |
Аэрофлот |
30 |
14 |
51 |
- |
наверх |
Boeing 757 / Боинг 757 (757)
Длина |
47,32 м. |
Высота |
13,6 м. |
Размах крыльев |
38,05 м. | |
|
Число мест |
192-239 |
Скорость |
750 км/ч |
Дальность полета |
7240 км. |
Вес |
115,60 т. | |
|
По материалам сайта компании Boeing (www.boeing.com)
Боинг 757 имеет самые низкие эксплуатационные расходы на кресло/милю из всех реактивных лайнеров с одним проходом (между рядами), и более низкую стоимость перелета, чем любой самолет с двумя проходами между рядами кресел в салоне. Исключительная эффективность 757-го позволяет этому лайнеру выполнять полеты почти из любого аэропорта в мире, включая расположенные в высокогорье и в полосе жаркого климата, с короткими взлетно-посадочными полосами, или имеющие "шумовые ограничения". Боинг 757 достаточно дружественная машина по отношению к окружающей среде.
757 снискал определенное пассажирское одобрение. Бортовые опросы показывают, что пассажиры предпочитают 757 всем другим самолетам с одним межрядным проходом и многим самолетам с двумя проходами. Боинг 757 имеет идентичное управление с 767, упрощая обучающие требования к летному составу. Универсальный Боинг-757 может в равной степени эффективно выполнять, как трансатлантические и другие достаточно длительные рейсы, как и маршруты на короткие расстояния.
Boeing 767 / Боинг 767 (767)
Длина |
54,94 м. |
Высота |
15,8 м. |
Размах крыльев |
47,57 м. | |
|
Число мест |
269-330 |
Скорость |
897 км/ч |
Дальность полета |
9670 км. |
Вес |
159,755 т. | |
|
Семейство Боинг-767 - серия самолетов, предусматривающих максимальную рыночную эксплуатационную гибкость. Двойной проход между рядами кресел создает максимальный комфорт для трансатлантических перелетов, и доступен в трех моделях: 767-200ER ( 224 пассажиров в двух классах или 181 пассажирах в трех-классовой конфигурации),767 -300ER (с размещением для 269 в двух классах и 218 в трех классах) и самый новый член из 767 семьи - 767-400ER. Боинг 767-400ER способен перевозить 304 пассажира в двух классах, или 245 пассажирах в трех-классовой конфигурации с дальностью полета 5,645 миль. Поставки 767-400ER начались в августе 2000 года.
Боинги 757 и 767, пожалуй, уникальный случай в самолетостроении. Совершенно разные по коммерческому профилю эти два лайнера имеют практически идентичные системы управления, что позволяет авиакомпания, эксплуатирующим Боинги 757 / 767, иметь достаточную гибкость в назначении и использовании летного экипажа и адаптации к изменению рыночных условий. Значительная экономия извлекается также из общих инспекционных требований и ремонтной базы для этих лайнеров.
Более 26 авиакомпаний во всем мире эксплуатируют лайнеры 757s и 767s серий.
Lufthansa |
Thai Airways |
United Airlines |
Аэрофлот |
- |
- |
42 |
2 |
наверх |
Boeing 777 / Боинг 777 (777)
Длина |
63,7 м. |
Высота |
18,5 м. |
Размах крыльев |
60,9 м. | |
|
Число мест |
295 |
Скорость |
900 км/ч |
Дальность полета |
11000 км. |
Вес |
263,062 т. | |
|
На сегодняшний день самый современный из Боингов нового поколения, реально составляющий конкуренцию разработкам Эрбас Индастри. Используется как на средних, так и на дальних магистралях.
Lufthansa |
Thai Airways |
United Airlines |
Аэрофлот |
- |
7 |
26 |
2 |
наверх |
McDonnel Douglas MD-11 / МД-11 (M11)
Длина |
61,6 м. |
Высота |
м. |
Размах крыльев |
51,7 м. | |
|
Число мест |
285-410 |
Скорость |
900 км/ч |
Дальность полета |
13 000 км. |
Вес |
280 т. | |
|
По материалам сайта компании Boeing (www.boeing.com)
Из "сверхбольших" широкофизюляжных лайнеров, MD-11 на сегодняшний день самый современный. Данный самолет имеет сложную палубу и современные автоматические средства управления полетом, которые значительно уменьшают рабочую нагрузку на пилота. МД-11 производится на Лонг Бич (Калифорния) подразделением Douglas Products компании Боинг. Во всем мире сеть субподрядчиков и поставщиков поддерживает линию сборки.
MD-11 изготавливается в четырех модификациях - пассажирский, карго, конвертируемый и комбинированный ("combi").
Существует широкое разнообразие компоновки салона. Вместимость лайнера изменяется от 285 в трех-классовой кофигурации до 410 в моноклассовой (эконом.). Ниже основной палубы, конструкция MD-11 обеспечивает вместительное пространства для контейнизированного или пакетизированного груза даже после того, как весь багаж пассажиров загружен, что приносит дополнительный доход эксплуатантам.
Улучшенная аэродинамика, современные двигатели и системы управления, кабина экипажа и конструкция салона способствуют эффективности и экономичности всех моделей MD-11.
Проект по созданию MD-11 был начат 30 декабря 1986 года. Первый лайнер был собран 9 марта 1988. Первый полет был 10 января 1990 года.
McDonnel Douglas MD-80 / МД-80 (M80/81-83/MD8)
Длина |
45,1 м. |
Высота |
9 м. |
Размах крыльев |
32,8 м. | |
|
Число мест |
152-172 |
Скорость |
812 км/ч |
Дальность полета |
4 000 км. |
Вес |
63-72 т. | |
|
По материалам сайта компании Boeing (www.boeing.com)
MD-80 -тихий, экономичный, двухдвигательный лайнер, был заверен Федеральным управлением авиации в августе 1980 и введен в эксплуатацию на авиалиниях в октябре 1980. Двигатели Пратт и Уитни JT8D-200, в купе с эффективной аэродинамической конструцией, позволяют MD-80 соответствовать всем действующим шумовым нормам.
Четыре модели MD-81, MD-82, MD-83, и MD-88 имеют максимальную вместимость172 пассажиров. MD-87 - 139 пассажиров. Самолет производится подразделением
Douglas Products компании Боинг в Калифорнии.
Диапазон использования MD-80 достаточно широк - от международных и внутренних рейсов до чартерных перевозок. Первыми коммерческое использование MD-80 начали Swissair и Austrian Airlines. Самый большой парк данного типа самолета имеет American Airlines -275 единиц. Кроме того, 35 MD-80 было собрано и эксплуатируется в Народной Республике Китай.
MD-80s летают больше чем в 420 аэропортов. На данных машинах выполняется более 4,800 ежедневных рейсов.
McDonnel Douglas MD-90 / МД-90 (M90/M93/MD9)
Длина |
46,5 м. |
Высота |
м. |
Размах крыльев |
32,87 м. | |
|
Число мест |
153-172 |
Скорость |
812 км/ч |
Дальность полета |
4 000 км. |
Вес |
75 т. | |
|
По материалам сайта компании Boeing (www.boeing.com)
Boeing MD-90 средней вместимости, среднего радиуса действия воздушный лайнер, который обслуживает потребности путешественников и авиалинии и сегодня и, безусловно останется популярным в 21-ом столетие. Самый тихий из больших коммерческий двухдвигательных лайнеров, явился органичным развитием серии самолетов DC-9, Boeing 717 и MD-80.
После начала разработки в ноябре 1989, и первого полета 22 февраля 1993, лайнер получил сертификат FAA и был поставлен Delta Airlines в феврале 1995.
MD-90 был разработан, чтобы быть технически и экономически конкурентоспособным, инкорпорируя много рентабельных технологий. Самолет оборудован современными средствами управления (electronic flight instrument system - EFIS, full-flight management system - FMS, state-of-the-art inertial reference system), кабина пилотов оборудована матричными мониторами контроля систем управления и управления двигателями.
MD-90 оборудован двумя двигателями International Aero Engines V2500, которые достаточно экономичны, обладают низкой эмиссией и уровнем шума
В компоновке салона MD-90 используется популярная кофигурация - пять (3+2) кресел в ряд (с одним проходом). Широкие кресла (минимальное количество кресел, находящихся между двумя другими), широкий проход, позволяют путешественникам наслаждаться комфортом и низким уровнем шума в салоне.